Восстал из пепла
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер и глава НАК «Нафтогаз Украины» Олег Дубина встретились с председателем правления Deutsche Bank AG Йозефом Акерманном во Франкфурте-на-Майне, сообщила пресс-служба газового холдинга. Стороны «обсудили вопросы трехстороннего сотрудничества». По мнению экспертов, на встрече обсуждался кредит для «Нафтогаза» под гарантии «Газпрома» или прорабатывались инвестиционные решения для модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины.
В «Газпроме» и «Нафтогазе» отказались пояснить, какие именно вопросы обсуждали стороны. По мнению директора Института глобальных стратегий (Украина) Вадима Карасева, во Франкфурте-на-Майне стороны могли обсуждать два вопроса. Весьма вероятно, «Нафтогаз» просил банк продолжить его кредитование под гарантии «Газпрома». Напомним, в марте 2005 года Deutsche Bank открыл НАК кредитную линию на сумму около 2 млрд евро для реализации международных проектов компании, а затем по ней перевел два транша по 300 млн долл. каждый. Летом 2007 года «Нафтогаз» начал погашение кредита. Но теперь банк вряд ли выдаст НАК еще какие-то суммы, учитывая ее не слишком благополучное финансовое состояние, говорит г-н Карасев. В этом случае в качестве гаранта ее долга может выступить «Газпром», что не слишком вероятно, или правительство Украины, что еще менее вероятно с нынешней политической обстановкой в стране.
Между тем денежные средства «Нафтогазу» сейчас нужны для выплат RosUkrEnergo (RUE), которой, по информации источника, близкого к RUE, он до сих пор должен порядка 1 млрд долл. Кроме того, впереди отопительный сезон, и НАК понадобятся деньги, чтобы закупать новые объемы газа. И деньги немалые, учитывая, что с января 2009 года «Газпром» намерен поднять цену для Украины на голубое топливо почти вдвое. По словам источника, близкого к «Газпрому», монополия скорее всего не станет выступать гарантом кредита для «Нафтогаза» — во-первых, она давно не гарантировала чужие долги, и во-вторых, вряд ли начнет это делать с НАК, с которой у нее не слишком теплые отношения.
В этом свете более вероятной кажется вторая версия, согласно которой на российско-украинско-немецкой встрече стороны прорабатывали инвестиционные решения для модернизации газотранспортной системы Украины. Соглашение о создании консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины все еще в силе, и оно предусматривает участие банка.
Идея создания газотранспортного консорциума возникла в ходе переговоров экс-президента Украины Леонида Кучмы и экс-президента, нынешнего премьер-министра России Владимира Путина в 2002 году. В 2003-м было создано ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системой Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу» и «Газпрому». Позже о желании участвовать в управлении украинской ГТС Украины заявила Германия. Однако консорциум так и не начал действовать, так как акционеры по-разному понимали его функции. Российская монополия настаивала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны — Ужгород и Новопсков — Александров Гай. В конце августа появилась информация, что «Газпром» предложил Украине вернуться к идее передачи украинской ГТС в управление международному газотранспортному консорциуму.
По мнению гендиректора консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, газотранспортный консорциум выгоден для «Газпрома», Украины и Европы. Одной из задач консорциума является строительство газопровода Богородчаны — Ужгород мощностью 19 млрд куб. м в год. «Газпрому» он позволит дешево и быстро увеличить экспорт, Украине — увеличит поступления от транзита и хранения газа в подземном хранилище Богородчан, Европе — обеспечит большие и гарантированные поставки газа.