Триллион и не меньше
Инвестиционная программа «Газпрома» в 2009-2011 годах составит не менее 1 трлн руб. ежегодно. Об этом сообщил заместитель председателя правления компании Александр Ананенков, пишут Вести.Ru. Увеличение объема вложений, по его словам, связано с освоением Ямала. По мнению экспертов, порядка 35% инвестпрограммы пойдет на строительство трубопроводов, и в пределах 45% — на разведку и добычу.
Александр Ананенков заметил, что у «Газпрома» растущая инвестиционная программа. Объем инвестиций в этом году составит около 850 млрд руб. «В 2009 году мы планируем, что объем инвестиций может составить примерно 1 трлн руб. и выше», — передает слова г-на Ананенкова Вести.ru. 2010 год, по его словам, будет еще более инвестиционно нагружен. Вложения могут достигнуть порядка 1,3 трлн руб. Небольшое снижение размера инвестиций будет в 2011 году.
Увеличение инвестиционной программы связано с освоением Ямала, пояснил г-н Ананенков. По его мнению, ямальский газотранспортный коридор повысит надежность газотранспортной системы страны. «При его включении в работу сможем в больших объемах проводить реконструкции и капитальный ремонт по центральному и южному коридорам газотранспортной системы России, так как часть мощностей, нагрузки будем переносить на арктический ямальский коридор газотранспортной системы», — заявил топ-менеджер «Газпрома».
За текущий год «Газпром» дважды увеличивал свою инвестпрограмму, изначально она должна была составить 710 млрд руб. Между тем самый большой объем инвестиций на этот год среди компаний нефтегазового сектора заявила британо-голландская Royal Dutch Shell — до 36 млрд долл. «Газпром» ее почти догнал со своими 34 млрд долл. инвестиций.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Александра Назарова, не менее 35% от 1 трлн «Газпром» потратит на трубопроводы — в основном на строительство Ямал — Европа. Еще не менее 5% пойдет на развитие газовых распредсетей. Также у монополиста есть обязательства по финансированию инвестиционных программ принадлежащих ему энергоактивов. И не менее 400 млрд руб. будет потрачено на добычу и разведку. А со следующего года скорее всего прибавятся еще затраты на Nord Stream и следом на «Южный поток». Таким образом, вполне вероятно, что доля затрат на транспортные проекты у холдинга вырастет в 2010-2012 годах до 40-45%. Главным источником средств будут собственные доходы монополии, считает г-н Назаров. По его мнению, операционный денежный поток, генерируемый «Газпромом», будет не менее 1 трлн в 2008-2011 годах при сохранении цены на нефть не ниже 90 долл. за баррель.
Финансовый кризис и падение нефтяных цен дают основание предполагать, что цены на основные материалы и услуги снизятся и «Газпром» сможет выполнить свою инвестиционную программу с меньшими затратами, считает гендиректор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его мнению, холдинг напрасно отказался от программы развития подземных хранилищ газа (ПХГ) на 2005-2010 годы. Она выполнена всего на 25%. Строительство ПХГ — это наименее капиталоемкий способ повышения надежности газоснабжения и увеличения объема поставок газа. Программа предусматривала увеличение суточных отборов из ПХГ, по мощности равное вводу в строй двух магистральных газопроводов из Западной Сибири в центр России, отмечает г-н Корчемкин.