Главная Новости Топливу прописали новые пошлины

Топливу прописали новые пошлины

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает стабилизировать внутренний рынок топлива путем более частого пересмотра пошлин на экспорт нефтепродуктов. Вчера глава управления ФАС по контролю в нефтегазовом секторе Александр Пироженко заявил, что ставка экспортной пошлины может меняться не раз в два месяца, а каждую неделю и даже каждый день. Эксперты считают, что нефтяники скорее всего застрахуются от роста пошлин увеличением цен на бензин и дизтопливо.

Пироженко пояснил, что антимонопольная служба предлагает установить скользящую пошлину на экспорт нефтепродуктов, чтобы повысить стабильность внутреннего рынка.

«Правительство дало поручение нам вместе с Минфином и Минэкономразвития проработать возможность изменения пошлины», — сказал Пироженко. По его словам, ставка экспортной пошлины может меняться не раз в два месяца, как сейчас, а каждую неделю и даже, возможно, каждый день.

«Цены на мировом рынке изменяются каждый день. Они известны. Конечно, для реализации этого предложения необходимо подготовить изменения в законодательство. Детали технической реализации этого предложения мы пока не обсуждали», — говорит Пироженко. По мнению чиновника, Минфин не должен возражать против этой меры, так как бюджет только выигрывает от применения скользящей пошлины. Сейчас из-за временного лага в два месяца экспортеры нефтепродуктов фактически недоплачивают в бюджет, поскольку ставка пошлины, по оценке ФАС, отстает от текущих цен на 15-18%.

Однако антимонопольное ведомство волнует не столько наполнение казны, сколько дестабилизация внутреннего рынка из-за большого временного разрыва между периодом мониторинга и датой официального установления пошлины. «Возникают ситуации локального дефицита и манипулятивного роста оптовых цен на нефтепродукты — нефтяные компании в ожидании повышения пошлины резко увеличивают экспортные поставки, осушая внутренний рынок», — отметил представитель ФАС. Такие ситуации наблюдались весной этого и осенью прошлого года, напомнил Пироженко.

Заметим, чт о введение скользящих пошлин ранее обосновывалось только интересами бюджета, а в качестве стабилизатора внутреннего рынка скользящие пошлины предполагается использовать впервые. При этом многие эксперты «НГ» сомневаются в эффективности скользящих пошлин и ставят под сомнение аргументы об «осушении внутреннего рынка». «Никаких признаков общего дефицита нефтепродуктов в России нет. Из-за ремонта НПЗ или колебаний спроса возможен временный локальный дефицит, который, впрочем, может в короткое время компенсироваться перетоками топлива из соседних регионов», — считает аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева.

«Экспортные пошлины весьма косвенно влияют на баланс спроса и предложения нефтепродуктов внутри страны. Более значимыми факторами являются мировые цены на нефть и рост цен на дизельное топливо в Европе», — отмечает вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, никакого осушения рынка или дефицита топлива в стране нет. Тенденция роста внутренних цен на топливо, по словам Аркуши, формируется под влиянием высоких мировых цен, а также стремлением нефтяных компаний обеспечить равную доходность при поставках на внутренний рынок или на экспорт. В свою очередь, глава аналитического отдела компании «Баррель» Сергей Юров отмечает весьма ограниченные возможности для экспорта российского бензина из-за его невысокого качества.

В настоящее время вывозные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты пересматриваются правительством раз в два месяца по специальной формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть. С 1 июня ставка пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов составляет 280,5 долл. за тонну, на темные нефтепродукты — 151,1 долл. за тонну.

«Вряд ли скользящая экспортная пошлина существенно повлияет на динамику внутренних цен на топливо. Взаимосвязь между пошлинами и ценами на внутреннем рынке в последние годы не столь явная, и экспортная политика в любом случае окажется для нефтяников более привлекательной», — отмечает гендире ктор компании «2К Аудит — Деловые консультации» Тамара Касьянова. По ее словам, пересмотр пошлин раз в два месяца не всегда соответствует текущей ценовой конъюнктуре. «Однако пересмотр раз в день выглядит избыточной мерой, к тому же это довольно трудно технически и повлечет за собой массу бюрократических сложностей», — отмечает Касьянова. При этом многие эксперты считают, что еженедельный или даже ежедневный пересмотр экспортных пошлин скорее негативно скажется на рынке, поскольку внесет существенную неопределенность в работу нефтяных компаний. Кроме того, ручное регулирование пошлин может создать почву для злоупотреблений. Весьма вероятно, что неопределенность заставит нефтяников страховаться от возможных потерь и тем самым заранее повышать цены на топливо.

Между тем бензин продолжает стремительно дорожать. За неделю с 2 по 9 июня, по данным Росстата, его цена в среднем по стране выросла на 1,5%, а дизельное топливо подорожало на 3%. В целом же за январь-май цены на бензин выросли на 11,3%, в то время как за весь предыдущий год их рост не превысил инфляции и составил 8,5%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года бензин в мае в России был дороже на 20,5%, а инфляция в годовом исчислении составила 15,1%.

Независимая газета [URL]https://www.ng.ru/[/URL]