«Транснефть» закроет нефтяной вентиль
С появлением нефтепровода «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС-2) российская нефть может пойти не только в обход Белоруссии. Глава «Транснефти» Николай Токарев на саммите Reuters дал понять, что в случае, если президент Украины Виктор Ющенко продолжит настаивать на переводе в аверсный режим трубопровода Одесса — Броды, Россия может повернуть собственные экспортные нефтяные потоки в обход Украины. Главной причиной этого шага является угроза срыва бесперебойных поставок российских углеводородов в Чехию, Германию и Польшу. В итоге необходимость защиты от транзитных рисков может привести к осушению южной ветки трубопровода «Дружба», по которой нефть получают еще и Словакия и Венгрия.
Нефтепровод Одесса — Броды построен в 2002 году. Изначально нефтепровод строился для транзита каспийской нефти из Казахстана с побережья Черного моря в Европу. Однако на протяжении трех лет трубопровод не использовался, так как нефтеперерабатывающие заводы на Украине и в Европе не смогли договориться с поставщиками каспийской нефти. В 2004 году труба была запущена в реверсном режиме. Сегодня через нее прокачивается 9,6 млн т нефти ТНК-BP и ЛУКОЙЛа, которая затем идет на экспорт в Европу танкерами через порт Одесса. Однако президент Украины Виктор Ющенко настаивает на перевода трубы Одесса — Броды в режим аверса для использования этой трубы в качестве альтернативы поставкам российской нефти в Европу. Для этого трубопровод придется продлить до Плоцка, а затем до Гданьска на 490 км. К проекту уже присоединились нефтяные компании Азербайджана, Грузии, Польши и Литвы. Трубопровод планируется заполнять нефтью из Азербайджана и Казахстана.
Президент «Транснефти» Николай Токарев считает прямой угрозой бесперебойным поставкам нефти в Европу реализацию проекта аверса трубопровода Одесса — Броды, так как обещанных Украине объемов азербайджанской нефти для заполнения этой трубы может не хватить для нужд восточноевропейских государств. По его словам, в случае реализации проекта аверсной трубы «Транснефть» не сможет гарантировать стабильные поставки нефти в Чехию, так как у нее не будет технической возможности для этого. «Ну где вы возьмете такой объем нефти, который позволит обеспечить Словакию, Чехию, Венгрию? Это 18 млн т нефти (в год)… Будет какая-то мифическая нефть поставляться», — цитирует высказывания топ-менеджера Reuters.
Кроме того, становится реальной угроза осушения южной ветки трубопровода «Дружба» и прекращения поставок по этому маршруту российской нефти для самой Украины. Переориентировать эти объемы даст возможность строительство трубопровода в обход транзитных стран БТС-2. «Нам куда-то нужно девать 20 млн тонн для Украины… Еще не надо забывать, что мы кормим польский порт Гданьск — 7 млн т. С какой стати?» — негодует Николай Токарев. По его словам, при аверсе возникнет пробка на южной ветке «Дружбы», а если Украина достроит трубопровод из Бродов до Плоцка, то перекроются и российские поставки в Германию и Польшу, что несет в себе слишком серьезные риски для России.
Аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин полагает, что когда будет построен БТС-2, в него можно будет направить и ту нефть, которая сегодня поставляется российскими компаниями в трубопровод Одесса — Броды для прокачки в реверсном режиме, а также нефть, идущую в порт Гданьск, и часть европейской нефти. Вне зависимости от того, будут ли реализованы планы Украины по переводу Одесса — Броды в аверсный режим, нефть из «украинской» ветки «Дружбы», по его мнению, целесообразно переориентировать в трубу в обход транзитных стран. При этом он прогнозирует, что «Транснефть» может пойти на дальнейшее расширение БТС-2, если появится такая необходимость для достижения безопасности и стабильности российского экспорта энергоносителей в Европу. С другой стороны, он не исключает, что крупнейшие получатели российской нефти в этом направлении, особенно Германия, могут надавить на Украину с тем, чтобы она пересмотрела свои амбициозные планы. Особенно в условиях, когда перевалка азербайджанской нефти через Украину в Европу выглядит слишком дорогостоящей даже в сравнении с российской «обходной» альтернативой с учетом наличия четырех перевалок нефти по маршруту ее транзита.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров не исключает, что если руководство Украины продолжит занимать такую жесткую позицию, поставки российской нефти в эту страну действительно могут быть сокращены. Но если реализация проекта аверсной трубы будет сорвана, Украине придется договариваться с Россией о возобновлении поставок нефти по южной ветке «Дружбы» уже на более невыгодных для себя условиях. Он считает экономически неоправданным осушение «Дружбы», поскольку по этой трубе восточноевропейским НПЗ получать нефть будет дешевле, чем по БТС-2, а затем морем. Однако аналитик замечает, что в данной ситуации альтернативы строительству трубы в обход транзитных стран действительно нет, ведь это устранит глобальные энергополитические риски, которые в противном случае несет Россия.