Дорогая нефть снижает спрос на самолеты
Ведущие мировые производители коммерческих самолетов Airbus и Boeing могут потерять 25—30% уже собранных ими заказов, если рыночные цены на нефть продолжат свой непредсказуемый рост, считает председатель совета директоров крупнейшей в мире авиационной лизинговой компании International Lease Finance Corp. (ILFC) Стивен Удвар-Хэйзи. Другие эксперты полагают, что в плане закупок новых воздушных судов авиакомпании в ближайшее время будут вести себя так же, как во время глубочайшего кризиса, охватившего отрасль авиаперевозок после 2001 года. Эти тревожные оценки вчера опубликовала газета Wall Street Journal.
Газета констатирует: еще недавно казалось, что тот кризис остался далеко позади. Последние три года были очень удачными для Airbus и Boeing с коммерческой точки зрения. За этот период две фирмы получили новых заказов в общей сложности на 7 тыс. самолетов. Общий объем их портфелей заказов превысил 500 млрд долл. Обе компании заявляют, что их поставки расписаны на три года вперед и что они, возможно, пересмотрят уже сверстанные производственные планы в сторону увеличения. Однако некоторые крупные клиенты, прежде всего из числа американских авиакомпаний, уже отказываются от ранее сделанных заказов или по крайней мере рассматривают такую возможность. Отказы затрагивают в равной мере и Airbus, и Boeing.
JetBlue Airways, одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний США, сообщила, что отложит исполнение заказа на 21 самолет A320 примерно на пять лет. AirTran «заморозила» сходную по объему сделку с Boeing. В апреле она заявила, что продаст два практически новых Boeing-737-700 и отложит поставку 18 новых самолетов на четыре года.
Southwest Airlines, одна из наиболее коммерчески успешных американских авиакомпаний, не намерена менять своих планов по приобретению самолетов на этот год, однако в следующем решила взять только 14 из 29 заказанных ею ранее машин. US Airways также «рассматривает возможность некоторых изменений в плане поставок самолетов Airbus», которые включают и перенесение сроков поставки, с казал вице-президент компании Эндрю Нокелла, не уточнив деталей.
В общем и целом масштаб отказов пока невелик по сравнению с размерами портфелей заказов Airbus и Boeing. Более того, Скотт Карсон, президент подразделения коммерческих самолетов Boeing, заявил, что с отказами как таковыми его фирма еще не сталкивалась. «Пока мы не видим каких-либо отказов от поставок, — отмечает он. — Однако у нас есть пара перевозчиков, которые изъявили желание перенести поставки с 2008 года на более поздний срок».
Кроме того, нынешний высокий спрос на новые самолеты позволяет Boeing (а также и Airbus) оперативно находить новых покупателей для тех машин, которые прежние заказчики отказались брать в ранее оговоренные сроки. Так, самая большая авиакомпания мира American Airlines (АА) сейчас стремится заменить большой парк устаревших MD-80 на более экономичные Boeing-737. АА уже перекупила часть освободившихся у Boeing заказов на эти самолеты.
Однако глава ILFC Стивен Удвар-Хэйзи, к прогнозам которого в отрасли очень внимательно прислушиваются, считает, что масштаб отказов и отложенных заказов будет нарастать, пока не достигнет 25—30% совокупного портфеля заказов Airbus и Boeing.
Кроме того, как отмечают некоторые другие эксперты, мнение которых цитирует Wall Street Journal, сам по себе факт исполнения заказа не свидетельствует, что бизнес авиатранспортной компании развивается «как следует». Некоторые авиакомпании, сталкиваясь с падением спроса на свои услуги, ставят на прикол старые, менее экономичные самолеты, а новые, в том числе только что приобретенные, перепродают или сдают в аренду другим перевозчикам, часто в другие страны и части света. Такое поведение было характерно для авиакомпаний во время отраслевого кризиса 2001 года. А недавно Northwest Airlines объявила о планах продать партию самолетов A320, которые она уже оплатила, но даже не успела получить. Распространение таких сделок угрожает производителям самолетов падением спроса на их продукцию, пусть и не прямо сегодня, но в ближайшем будущем.