БТС-2 запустят через три года
Строительство нефтепровода БТС-2 в обход Белоруссии может стартовать уже в первом квартале будущего года. По словам замглавы Минэнерго Станислава Светлицкого, 3 сентября ведомство внесло в правительство проект постановления о начале строительства этого трубопровода. Со стартом реализации проекта стремительно растут шансы «осушения» нефтепровода «Дружба», на участие «Транснефти» в приватизации объектов которого еще недавно рассчитывала Белоруссия. Эксперты полагают, что с запуском БТС-2 цена транспортировки нефти вырастет на 15-20%.
Нефтепровод БТС-2 протяженностью 1016 км и мощностью 50 млн т нефти в год пройдет от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ «Сургутнефтегаз» в Киришах. Трубопровод призван снизить зависимость российских нефтяных компаний от стран-транзитеров. По данным меморандума к выпуску евробондов «Транснефти», предварительная смета строительства БТС-2 с 2007 по 2010 год оценивается в 95,14 млрд руб.
Как отметил Станислав Светлицкий, в части финансирования этого проекта есть ряд разногласий с Минфином. По словам г-на Светлицкого, которые приводит РИА РБК, ведомства разошлись в определении источников финансирования строительства таможенно-пограничных пунктов в порту Усть-Луга. Минэнерго убеждено в том, что «Транснефть» не должна строить их за счет собственных средств — на эти цели должны расходоваться деньги Минтранса и Росграницы. При этом трубопроводная монополия будет инвестировать собственные и заемные средства непосредственно в строительство самого нефтепровода. По расчетам Минэнерго, первая очередь проекта мощностью 30 млн т будет запущена в четвертом квартале 2011 года.
Старт реализации строительства БТС-2 серьезно ударит по доходам от транзита нефти по трубопроводу «Дружба», которые сегодня получает Белоруссия, летом этого года обнародовавшая свой план акционирования и приватизации госсобственности на 2008-2010 годы, куда вошли нефтепровод «Гомельтранснефть Дружба» и Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба». Эти предприятия будут акционированы уже в будущем году, причем посол России в Белоруссии Александр Суриков ранее не исключал интереса «Транснефти» к приватизации этих трубопроводов, но оговаривал, что ремонт «Дружбы» потребует серьезных инвестиций.
Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков сообщил РБК daily, что госкомпания не получала оферты по приватизации «Дружбы» от белорусских властей, добавив, что об интересе к участию в сделке без анализа параметров инвестиций говорить рано. По его данным, постановление правительства о старте строительства БТС-2 выйдет «на днях». Михаил Барков убежден, что «Транснефть», несмотря на незавершенность другого глобального проекта, трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), сможет справиться со строительством трубы до Усть-Луги, если на то будет распоряжение государства. По его словам, тендеры по привлечению подрядчиков на поставку материалов и выполнению работ на объекте начнутся лишь после объявления решения правительства о начале стройки, но у компаний, хорошо проявивших себя на проекте ВСТО, шансы будут выше.
Споры об экономической целесообразности появления нового трубопровода ведутся уже более года. Ведь расходы на выплату процентов по кредитам за каждый новый глобальный проект «Транснефти» обычно закладывают в тариф транспортировки сырья. Раньше можно было просчитать логистику поставок топлива в зависимости от экспортного маршрута. Однако, по словам Станислава Светлицкого, Минэнерго подготовило предложения по вводу сетевого тарифа в рамках инициативы по переходу на равнодоходные тарифы на прокачку нефти по нефтепроводу ВСТО. Данная мера, считает г-н Светлицкий, сделает одинаково привлекательной прокачку нефти через порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, Козьмино и другие.
Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов считает, что введение сетевого тарифа может вызвать рост стоимости услуг «Транснефти» на 15-20%. Он полагает, что с запуском БТС-2 могут быть сокращены поставки нефти по южной ветке трубопровода «Дружба».