Home Our news Адмиральские планы "Роснефти"

Адмиральские планы “Роснефти”

“Роснефть” подсчитала свои потребности в судах и платформах для освоения шельфа. По данным основных положений программы компании по освоению ресурсов углеводородов на шельфе России до 2030 года (есть у РБК daily), ей необходимо 193 единицы техники для разведки и добычи, а также транспортировки нефти. Эксперты отмечают, что уже сегодня существующие на рынке и даже еще строящиеся буровые установки для работы на шельфе законтрактованы на два-пять лет вперед.

На Морской коллегии при правительстве РФ в апреле президент “Роснефти” Сергей Богданчиков оценивал объем инвестиций в освоение российского шельфа до 2050 года в 61,6 трлн руб., 3,2 трлн руб. из которых предстоит направить на строительство и закупку специального оборудования для разведки и добычи нефти на шельфе. В основном это расходы на строительство стационарных платформ и мобильных буровых установок, а также их аренду. По оценкам Сергея Богданчикова, участникам рынка потребуется 117 шельфовых платформ разного типа и 226 подводных окончаний для них. Еще более 215 млрд руб., по его словам, следует зарезервировать на спецтранспорт и морские суда.

Учитывая, что по новому российскому законодательству лицензиями на шельфовые месторождения смогут владеть лишь “Газпром” и “Роснефть”, можно констатировать, что эти объемы инвестиций будут распределены между этими двумя госкомпаниями и их партнерами по проектам. Заместитель председателя правления “Газпрома” Александр Ананенков ранее озвучивал, что “Газпрому” до 2030 года необходимо 40 шельфовых стационарных платформ для освоения шельфа дальневосточных и арктических морей и еще десять – для нужд Штокмановского месторождения.

Запросы “Роснефти” в этой области несколько скромнее. Компания согласно программе по разработке шельфа до 2030 года претендует на получение лицензий на 31 участок шельфа северных, дальневосточных и южных морей. Для их освоения ей необходимы будут 22 стационарные шельфовые платформы и 10 мобильных буровых установок. Представитель “Роснефти” Николай Манвелов отказался комментировать планы госкомпании по строительству и аренде техники для нужд освоения шельфа.

По оценкам экспертов, стационарные платформы “Роснефти” придется заказывать на рынке, а часть мобильных буровых установок можно взять в аренду. Глава ассоциации “Газонефтяной комплекс Дальнего Востока” Александр Ледванский оценивает стоимость строительства одной платформы для работы на ледовом шельфе в 0,8-1 млрд долл. По заказу “Газпрома” две полупогружные платформы для работы на шельфе северных морей за 59 млрд руб. строит Выборгский судостроительный завод.

Глава московского представительства компании “Арктикморнефтегазразведка” Святослав Дубин полагает, что “Роснефти” также нужно иметь на своем балансе как минимум три мобильные буровые установки. Стоимость строительства каждой из них зависит от глубины бурения и класса техники. Построить самопогружную установку для бурения морской скважины на глубине до 300 м можно за 190-340 млн долл., полупогружная обойдется от 500 млн долл. и выше. По информации брокера норвежской шиппинговой компании Johan G.Olsen Shipping Александра Жиленкова, стоимость аренды одной мобильной полупогружной буровой установки, подходящей по характеристикам для работы на российском шельфе, составляет 450 тыс. долл. в день, для глубин до 3,5 км – до 700 тыс. долл. в день, причем контракт на постройку одной скважины обычно составляет не менее 40 дней.

Кроме того, “Роснефти” необходимо 82 судна обеспечения, 45 танкеров мощностью 100 тыс. т, 16 ледоколов и 18 сейсморазведочных судов 2D и 3D. В своем докладе на заседании Морской коллегии Сергей Богданчиков подсчитал, что приобретение танкера от 100 тыс. т обойдется в 3 млрд руб. Таким образом, только эта статья расходов компании может составить 135 млрд руб. Строительство ледокола, по оценкам президента “Роснефти”, стоит от 1,4 млрд до 3,8 млрд руб. в зависимости от класса судна. По оценкам Александра Жиленкова, суда обеспечения платформ на международном рынке сдают в аренду по цене от 30-40 тыс. британских фунтов в день на срок до трех месяцев, буксирные суда – от 100-130 тыс. фунтов (расчеты в фунтах – специфика профильного рынка). Причем он отмечает, что предложений на рынке судов, как и буровой техники, очень мало, в основном эту технику крупные нефтяные компании строят на заказ по цене от 100 млн долл. Стоимость фрахта одного танкера 100-120 тыс. т, по его словам, составляет 27 тыс. долл. в день.

Эксперты констатируют, что российская судостроительная индустрия может просто не справиться с таким большим объемом заказов для нужд шельфа. Так, на “Севмаше” уже прогнозируют, что не успеют сдать вовремя платформу “Приразломная”, которую переделывают для “Газпрома”. Работы длятся уже десять лет: платформа была заложена в 1998 году, ее планировали закончить в 2010 году.

Потребности “Роснефти” в техсредствах и судах для освоения новых перспективных участков шельфа до 2030 г., шт.

N Технические Западно- Восточно- Дальневосточный Южные Всего
средства и суда Арктический Арктический шельф моря по морям
шельф шельф

1 Сейсморазведочные
суда 2D 3 4 4 1 12

2 Сейсморазведочные
суда 3D 1 2 2 1 6

3 Танкеры, 100 тыс.т. 15 20 9 1 45

4 Ледоколы 6 7 3 0 16

5 Суда обеспечения 38 22 18 4 82

6 Мобильные буровые
установки 3 4 2 1 10

7 Стационарные
платформы 11 5 5 1 22

Всего единиц 77 64 43 9 193

Источник: документы “Роснефти”

РБК daily [URL]https://www.rbcdaily.ru/[/URL]