Кадровые размышления двух президентов

Москва наполнена слухами и гаданиями на тему кадровых перестановок в связи с переездом Владимира Путина в Белый дом. Встречи с высокопоставленными чиновниками и разговоры на эти сюжеты малосодержательны – они сами ничего не знают ни о себе, ни о других. И не потому, что недостаточно информированы. А потому, что отсутствует информация как предмет распространения. Информация же отсутствует потому, что оба ее источника, президенты нынешний и будущий, сами не вполне ясно представляют, как будет функционировать система власти в России. Вертикаль.

С одной стороны, команда Путина сработала его срок четко и обеспечила плавный переход власти к его преемнику. Увольнять вроде бы не за что. С другой – увольнять надо, потому что без обновления кадров все скажут, что так выглядит реальный застой. А застой – это плохо.

Если увольнять с чувством благодарности за службу, то надо увольнять с повышением. А должностей «с повышением» не хватает. По крайней мере внутри одной ветви власти. А назначать с повышением в «братскую ветвь» – неэтично. Кадры – дело деликатное. Для обоих президентов ситуация абсолютно новая. Как ни готовься к передаче власти, а как это сделать практически, не обидев ни себя, ни друга, не совсем ясно. Ясно пока одно: работа правительства будет наполнена новым содержанием, равновеликим полномочиям, прописанным в Конституции. Эти полномочия огромны. Если упразднить кураторство со стороны администрации президента над работой департаментов правительства, как избыточное опекунство и дубляж функций, то Белый дом обретет новый вес во взаимоотношениях с иными субъектами власти. Здесь заложен потенциальный конфликт представлений об иерархии власти. Путинский Кремль был неизмеримо сильнее Белого дома при любом премьере, а чиновники администрации статуснее. Теперь все будет не так. По крайней мере первый год. Пока Дмитрий Медведев не наберется опыта и понимания того, какой набор инструментов ему необходим для успешной работы. Вот тогда и начнутся серьезные кадровые подвижки. А пока – слухи.

Вчера известный политолог и депутат Государственной Думы Сергей Марков публично высказал опасения по поводу будущего государственного устройства в России. Эксперт-парламентарий считает возможным, хотя и маловероятным, установление в стране двоевластия.

Выход из положения он видит в создании двоецентрия. Эксперты оценивают метания политической элиты как отражение крайней неопределенности сегодняшней ситуации во власти.

На взгляд замглавы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Маркова, один из вариантов развития ситуации – образование сдвоенного центра: либо Владимир Путин «останется наиболее лидирующей фигурой», либо это «двоецентрие» превратится в «двоевластие». Иначе говоря, Марков не видит во главе государства двух равновеликих политиков. То есть единственное лекарство от двоевластия – в отказе от союза равных, в приверженности вертикали, в которой один руководитель является более внушительной силой. При этом политолог подчеркнул, что «лично Медведев с Путиным вряд ли поссорятся»: «Но если такой конфликт произойдет, это подстроят аппараты (аппаратчики. – «НГ»)».

Интерес к будущим кадровым перестановкам высшего эшелона власти подогревается не менее яркой интригой: кто уйдет к премьеру Путину – и кто останется с президентом Медведевым? Однако ответ на вопрос, как будут перетасовываться кадры в условиях сопоставимого политического веса президента и премьера, станет известен, видимо, не скоро.

Эксперты утверждают, что результаты консультаций между Медведевым и Путиным будут ясны не раньше, чем через два месяца, то есть после инаугурации. Ведь политический стиль Путина – это системный подход к кадровым решениям, а потому первая информация о перестановках появится лишь тогда, когда весь пакет перестановок будет готов. В него войдут изменения в правительстве, в администрации президента, в Совете безопасности и даже в Государственной Думе. Новая конфигурация власти, о которой договорятся Медведев и Путин, будет новой не столько кадрово, сколько структурно. Именно этот факт отмечают все опрошенные «НГ» политологи.

По-новому будут распределены полномочия в первую очередь между администрацией президента и правительством. Эксперты прогнозируют отход от системы властного моноцентризма, которая была при Путине. «Нас ожидает более сбалансированная президентская власть: правительство усилит свое несколько растерянное право высшего органа исполнительной власти», – говорит член Общественной палаты политолог Дмитрий Бадовский. Взаимоотношения президента и премьера будут строиться по принципу двух ключей: два одинаковых решения и две подписи под ними. Региональная политика, например то же назначение губернаторов, будет проводиться с обязательным учетом позиции правительства. Судя по всему, в виде такой схемы: премьер-министр вносит кандидатуру, а президент ее одобряет.

Что касается кремлевских кадровых изменений, то скорее всего заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин покинет свое место. В этом «НГ» заверили все эксперты. Вероятно, Сечин уйдет в правительство Путина, но есть вариант, что его пристроят в «Роснефть». Другой замруководителя кремлевской администрации – Владислав Сурков, несмотря на активную поддержку с его стороны первого вице-премьера Сергея Иванова как путинского преемника, скорее всего останется рядом с президентом Медведевым.

«Во-первых, именно он, как представитель политического блока администрации, обеспечил будущему президенту легкое избрание, а во-вторых, слишком велик вес аппарата Суркова в политической составляющей современной России», – говорит Александр Шатилов, начальник аналитического отдела Центра политической конъюнктуры.

Кроме того, эксперты не исключают, что у Суркова на самом деле есть большие шансы возглавить администрацию президента. Эту должность, правда, прочат также действующему главе администрации Сергею Собянину или помощнику президента Игорю Шувалову. Такой прогноз экспертов основывается на уверенности в том, что в начале своего срока Медведев будет вынужден формировать собственную команду с опорой в основном на путинские кадры.

Сам же Путин последние полгода демонстрирует постепенное, но уверенное вхождение в роль премьера. Это заметно в первую очередь по его выступлениям, в которых резко – по сравнению даже с прежней достаточно высокой долей – увеличилось внимание к экономическим проблемам страны. Путин готов и хочет непосредственно заняться экономикой, говорят политологи. Став премьером, Владимир Путин перестроит правительство, усилит и расширит ближний круг министров и вице-премьерский блок и таким образом укрепит самого себя.

Говорить обо всех будущих изменениях в правительстве эксперты сейчас не берутся, но указывают на то, что некоторые перестановки вполне предсказуемы. К примеру, Сергея Иванова, по мнению Дмитрия Бадовского, попросят уйти со своего поста. Уйдет он скорее всего в Совет безопасности на до сих пор пустующую должность его секретаря. «С Медведевым они хотя и друзья, но друзья-соперники. Должность в Совете безопасности не столь влиятельна, как вице-премьерская, но Иванов может стать лидером силовой политики. Думаю, в благодарность за многолетнюю лояльность ему ее дадут, очень уж он свой», – соглашается с ним Александр Шатилов.

Эксперты также уверены, что, несмотря на все попытки спровоцировать отставку министра финансов Алексея Кудрина, в среднесрочной перспективе он сохранит свою должность. Сейчас Путин не сомневается в компетентности Кудрина. В дальнейшем же позиции этого министра будут зависеть от того, насколько он будет соответствовать политике Путина по преобразованию правительства. Набиуллина останется, хотя МЭРТ в своем нынешнем виде умрет. Фрадков три года назад наделил его функциями Центрального штаба всего правительства. Ни один проект, ни одна адресная или целевая программа не могли получить путевку в жизнь, минуя ведомство Германа Грефа. Теперь ожидается, что министерства сами будут разрабатывать и утверждать программы под выделенные деньги. Без МЭРТа. А раз ты ничего не решаешь по поводу денег, то ты никакой и не штаб.

Впрочем, эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин обращает внимание и на обратный процесс – грядущее разукрупнение отдельных ведомств. По его мнению, это в первую очередь коснется Министерства здравоохранения и социальной политики, но не исключены и некоторые другие слияния. И только в одном эксперты сходятся единогласно: хотя в первое время все решения будут приниматься двумя людьми, однако в итоге в аппарате Медведева останутся лишь те, кому он доверяет лично.